© Культурный центр на Арбате «Дом Булата».

Все права защищены.

Москва, Плотников переулок, 21 стр. 1

Телефон:+7 (499) 241 55 18

e-mail:fondbulata@yandex.ru

OKUDJAVA-LOGO-ALL.png

Карл Карлович Лопяло (1914-1979) – архитектор и художник – был человеком неистощимой фантазии и огромной творческой энергии. Он был мастером широкого профиля, графиком и живописцем, работавшим в самых различных техниках. В сфере его интересов лежали также вопросы теории и истории искусства; его перу принадлежат несколько научных статей, до сих пор не утративших своей актуальности. Весь его творческий путь укладывается в четыре с небольшим десятилетия, считая не только годы работы, но и учебу в двух высших учебных заведениях – Московском архитектурном институте и Художественном институте имени В.И. Сурикова. На эти же четыре десятилетия пришлись и трудные военные годы, проведенные на фронте, где художник получил тяжелое ранение. Тем не менее творческое наследие К.К. Лопяло очень велико и разнообразно.

Еще не окончив учебу, К.К. Лопяло начал участвовать в реальном строительстве. По его проектам были построены жилые и общественные сооружения в селе Голубовка Черниговской области. Теперь их облик известен лишь по документам и фотографиям, поскольку едва возведенные строения были уничтожены в годы Великой Отечественной войны. Успел
К.К. Лопяло поработать и в мастерской В.М. Иофана, В.Г. Гельфрейха и В.А. Щуко по проектированию Дворца Советов. Однако в декабре 1939 года молодого архитектора призвали в действующую армию. От военных лет осталось немало набросков, рисунков и акварелей, созданных как непосредственно на фронте, так и в госпитале.

В 1944-1950 годах К.К. Лопяло учился в Художественном институте им. В.И. Сурикова, а по окончании учебы поступил работать в Институт истории искусств Академии наук СССР. Здесь в сотрудничестве с И.Э, Грабарем мастером было выполнено немалое количество реконструкций утраченных и искаженных памятников архитектуры: Меншиковой башни, Арсенала в Московском Кремле, двора Лефортовского дворца, собора Заиконоспасского монастыря, Суконного двора. В эти же годы К.К. Лопяло сотрудничал с П.Д. Барановским, защищая подлежащие уничтожению памятники архитектуры и создавая реконструкции утраченного. Среди таких реконструкций постройки Крутицкого подворья, палаты Хамовного двора в Москве, палаты Волконских на Волхонке, палаты Английского двора на Варварке. Реконструкции дворца Натальи Кирилловны Нарышкиной в Кремле и Кузнецкого моста создавались в сотрудничестве с Музеем истории и реконструкции Москвы.

К.К. Лопяло имел склонность к научной деятельности, хотя и не мог посвящать ей много времени. Тем не менее была опубликована статья «К примерной реконструкции Золотой палаты Кремлевского дворца и ее монументальной живописи». В 1958 году в газете «Вечерняя Москва» вышла серия статей «Памятные места Москвы». К сожалению, неопубликованной осталась большая теоретическая работа, касающаяся деятельности Альбрехта Дюрера в области архитектуры, фортификации и градостроительства.

Также К.К. Лопяло был постоянным участником научных экспедиций: на Кавказ, в Бухару, по Средней Волге, по Русскому Северу, в Сибирь, в Фанагорию и Пантикапею. От этих поездок в семейном архиве осталось немало акварелей и рисунков.

Художник стремился запечатлеть и образ уходящей Москвы, зафиксировать облик подлежащих сносу памятников, их положение в контексте городской среды.

К.К. Лопяло успел создать ряд живописных произведений, поработать в области книжной иллюстрации. Увлекался он и различными гравировальными техниками, в частности, офортом и линогравюрой. В последние годы, тяжело болея и не имея возможности работать, художник занялся написанием автобиографии. Это увлекательное сочинение, содержащее живые описания детских лет мастера, осталось, к сожалению, неоконченным.

Художник считал, что сделал за свою жизнь очень мало, сетуя на то, что не создал ни одной значительной картины, а только лишь «сотни реконструкций памятников архитектуры, большинство которых исчезло неизвестно куда». Сейчас, однако, ясно, что эти «сотни реконструкций» являются ценнейшей частью наследия художника. Даже те, что больше не существуют или чье местонахождение теперь неизвестно, сыграли когда-то свою роль, послужив спасению того или иного памятника, какому-либо научному исследованию или просто воскресив, пусть и на время, перед глазами зрителей уничтоженные или перестроенные творения зодчества.

Агратина Е.Е.    

Кандидат искусствоведения

Внучка художника

Выставка работает со среды по воскресенье

с 12.00 до 19.00

Стоимость  билета 200 обычный, 100 льготный

только наличные

по тел +7 (499) 241 55 18